Гигиенические требования к помещениям дома ребенка

04.10.2017

Гигиенические требования к помещениям дома ребенка

Особое значение в оптимизации среды в домах ребенка имеет воздушно-тепловой режим. Во время пребывания в помещении детей и взрослых происходят изменения физического, химического и бактериального состава воздуха, что несомненно отражается на самочувствии детей, их утомляемости, устойчивости к острым заболеваниям и т. п.

Возраст и морфофункциональная зрелость ребенка во многом определяют его реакцию на окружающие условия. С возрастом интенсивность легочного газообмена снижается, вегетативные кожно-сосудистые и потоотделительные реакции, терморегуляция в процессе роста детей совершенствуются. Если ребенок находится в состоянии температурного комфорта, разница между температурой в подмышечной области и температурой ладони должна составлять 2–4 °C. Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показали, что у подавляющего числа воспитанников имеется измененная вегетативная регуляция, что приводит к состоянию температурного дискомфорта. Сбалансированное состояние вегетативной нервной системы отмечается лишь у 6 % воспитанников домов ребенка и более чем в 70 % случаев – гиперсимпатикотония (М.В. Лещенко). Малая теплоустойчивость организма ребенка требует поддержания оптимального микроклимата в различных помещениях дома ребенка.

Кроме того, на уровень теплообразования влияет и вид деятельности ребенка. В табл. 29 приведены рекомендуемые показатели температуры воздуха в различных помещениях.

Таблица 29

Рекомендуемые показатели температуры воздуха (°С) в помещениях дома ребенка (по И.А. Белостоцкой)

Известно, что состояние температурного комфорта поддерживается, с одной стороны, температурой воздуха в конкретном помещении и двигательной активностью ребенка, с другой – одеждой. При умеренной двигательной активности воспитанников их следует одевать в зависимости от температуры воздуха. В табл. 30 представлены требования к одежде при пребывании детей в различных температурных условиях.

Таблица 30

Требования к одежде детей 3–7 лет в помещении (СанПиН 2.4.1.1249-03)

При правильно подобранной одежде температурный градиент составляет 2–4 С. Контроль за температурой во всех основных помещениях пребывания детей проводят с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней противоположной окну стене, на высоте 0,8–1,0 м.

Большое значение для состояния температурного комфорта ребенка и его здоровья имеет влажность. Относительная влажность во всех помещениях должна составлять 40–55 %. При этом подвижность воздуха не должна быть выше 0,25 м/с во время пребывания детей в помещении.

Самым доступным и достаточно эффективным способом оптимизации окружающей среды является аэрация помещения через фрамуги и открытые окна. Отношение площади фрамуг к площади пола не должно быть менее 1:50. Наиболее действенным способом считается сквозное или угловое проветривание, которое проводится в отсутствие детей. При этом достигается многократная смена воздуха и снижение температуры, улучшаются физические и химические характеристики, снижается бактериальная загрязненность помещения. Категорически запрещается проводить сквозное проветривание через туалетные помещения. В каждой групповой ячейке должен быть график сквозного проветривания основных помещений. Сквозное проветривание со значительным снижением температуры необходимо заканчивать за 30 мин до прихода детей. Рекомендуется следующий режим проветривания в основных помещениях дома ребенка:

1) утром;

2) перед занятиями;

3) перед возвращением детей с прогулки;

4) во время сна;

5) после полдника.

В спальнях в холодное время года проветривание прекращают (при застеленных кроватках детей) за 30 мин до укладывания. Во время сна форточки могут быть приоткрыты. Одностороннее проветривание может осуществляться в присутствии детей.

Кроме аэрации для поддержания оптимального состояния воздушной среды необходима влажная двукратная уборка помещений, включающая обработку радиаторов, подоконников и т. п. В музыкальных и гимнастических залах влажная уборка проводится после каждого занятия. Особенно тщательно обрабатываются часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов и т. п.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью). Влажную уборку в спальнях проводят после ночного и дневного сна, в групповых – после каждого приема пищи. Стулья, пеленальные столы, манежи и другое обородувание ежедневно протирают горячей водой с мылом.

Для проведения текущей и генеральной уборки могут быть использованы только средства, имеющие гигиенический сертификат, сертификат соответствия, а также подтверждение о возможности использования их в детских учреждениях. Список дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию, представлен в табл. 31.

Таблица 31

Некоторые дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в детских дошкольных учреждениях (СанПиН 2.4.1.1249-03)

Особое внимание следует уделять санитарной обработке игрушек. Вновь приобретенные игрушки (кроме мягконабивных) моют в течение 15 мин проточной водой (37 °C) с мылом и затем высушивают на воздухе. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек их необходимо отжимать. Игрушки моют ежедневно в конце дня (или по мере загрязнения), в группах, где воспитываются дети до трех лет – 2 раза в день. Пенолатексные ворсованные игрушки должны иметь гигиенический сертификат качества, сертификат соответствия; их обрабатывают согласно инструкции завода-изготовителя.

Столовую и чайную посуду для питания детей хранят в группе в буфетной. Мытье осуществляется в двухсекционных мойках. Очищенную от пищевых остатков посуду промывают горячей водой (60 °C) с добавлением разрешенных моющих средств, затем обрабатывают кипятком и сушат на сушильных полках или в сухожаровых шкафах.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований является неотъемлемой составляющей в системе лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в доме ребенка.

Источник: romerio.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *