Пятно как средство выражения — пятно как средство выражения ритм пятен 6 класс презентация

03.08.2020

Тебе потребуются две гуашевые краски — черная и белая; кисти — одна или две крупные, широкие и маленькая для завершения работы. Лист бумаги желательно взять вдвое больше альбомного.

Пятно как средство выражения.
Ритм пятен

Кисть с краской оставляет на плскости изображения свой след — пятно, ручки или карандаш — линию. Но стоит несколько линии положить рядом, как они будут смотреться мягном.

Пятно — основное средство изображения на плоскости. Можно сказать: все, что может сделать художник на плоскости. — это наносить разнообразные пягна. Откуда же такое многообразие изображений — богатейший н многоликий мир? Дело в том. что пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными. Они го, изгибаясь, перетекают друг в друга, а то ясно и твердо очерчены, но при этом обязательно они светлые или темные.

Черное и белое — это как бы два полюса, между которыми развертывается все многообразие изобразительных возможностей.

Каждому понятно символическое значение черного и белого, ведь над всей нашей планетой светлым день сменяется темной ночью. Темное обладает таинственностью, связано с чувством опасности. потому что человек в темноте не видит. Свет приносит ясность и тепло. И когда что-то у нас не ладится, мы говорим о черной полосе в жизни, а радость для нас — светлая.

пятно как средство выражения ритм пятен 6 класс презентация

Е.М. Рачев. Олени. Рисунок. Россия XX в.

А серое? Ровное серое пятно нам кажется унылым, как бесконечно длящийся монотонный звук, серый цвет — безразличным, как бы лишенным характера. Но стоит нам внести в него даже чуть заметные тени, и он обретает активность, становится «живым». Ведь оттенков серого может быть так же бесконечно много, как и разных звуков. Поэтому в изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы — иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Темное и светлое образуют контраст. Контраст это полярное противопоставление. Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и ярость, и утверждение. Буря, гроза также связаны для нас с яркими контрастными впечатлениями. Там. где противоположности сближены, — мягкий контраст.

Пятна по-разному соседствуют друг с другом. Как ты думаешь, серое пятно светлое или темное? Да, ты думаешь правильно: одно и то же серое пятно будет выглядеть светлым на более темпом фоне и темным на более светлом фоне.

пятно как средство выражения ритм пятен 6 класс презентация

Д.А, Дейнека. Девочка у окна. Гуашь, белила. Россия. XX в.

Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в изобразительном искусстве используют понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, то есть определив тональные отношении этих пятен.

Существует бесконечное количество светлых н темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в последовательный ступенчатый ряд серых тонов между черным и белым.

Это тональная шкала.

Чтобы построить ступенчатую тональную шкалу, закрась черной и белой краской крайние ее части. Серый цвет мы получим путем смещения черной и белой красок н разных пропорциях. Черная краска очень сильная, она поглощает белую, поэтому ее надо брать очень осторожно. Расположи тональные ступени серого цвета, добиваясь их постепенного затемнения. Обрати внимание, что между ступенями не должно быть ни темной, ни светлой разделительной полосы, тогда ты увидишь, как образуются границы самих пятен.

Для любой темной краски может найтись еще более темная краска. а уж белее белого всегда найдется. Дело в том. что пределы черноты и света, может быть, знают физики, но для художника они всегда относительны. Самого белого и самого черного в мире также нет.

Изобразительный язык — это всегда язык отношений. Отношение темного и светлого наиважнейшее. Это одно из главных средств создания образа.

пятно как средство выражения ритм пятен 6 класс презентация

Дж. Констебл. Вид на реку Стур. Фрагмент. Тушь. Англия. XIX в.

Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами. Очень важно, какова поверхность ниша — его фактура. Например, поверхность пятна растекающейся темной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытою штрихами карандаша. Да и карандашом можно оставлять очень разным след, создающим различные характеры фактуры.

пятно как средство выражения ритм пятен 6 класс презентация

Раэличные графические фактуры

Изобрази (на выбор); природу в состоянии бури, грозы или шторма: утренний туман или серый дождик; ясный, солнечный день.

Тебе потребуются две гуашевые краски — черная и белая; кисти — одна или две крупные, широкие и маленькая для завершения работы. Лист бумаги желательно взять вдвое больше альбомного.

Работать надо сразу кистью «от пятну», без предварительного рисунка. Изобразить темные тучи, закрывшие пол неба, резкий свет молнии, встревоженные ветром силуэты деревьев ты сможешь выразительно, ведь наверняка тебе приходилось видеть грозу.

Но и удивительное, волшебно-таинственное впечатление, которое вызывает у нас туман, тебе тоже должно быть знакомо: серые силуэты деревьев перекрывают следующую, еще более светлую гряду деревьев, похожих на дальние горы. Все светло, тихо, немного торжественно. Помни, что рисуешь пятном, поэтому не надо изображать мелкие летали. Главное, суметь выразить состояние н природе!

Источник: http://tepka.ru/izo_6/8.html

Урок по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»

Филиал МОУ СОШ №1 г.Задонска в селе Гнилуша

Открытый урок

по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»

Учитель Юрова Л.И.

Цели, задачи: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изобразительном искусстве; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен; развивать приемы работы красками; воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи (литература, ИЗО).

Оборудование: репродукции картин И.Е.Репина «Запорожцы», В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», И.И.Левитан «Березовая роща», А.И.Куинджи «Березовая роща» и др., классная доска, альбом, краски, кисти. На доске записаны стихи об осени.
Словарь: силуэт, тон, тональная шкала, доминирующее пятно, ритм пятен, гамма, контраст, контур.

Ход урока
I. Организационный момент

1.Удивление – начало творческого отношения к миру и к жизни в нем. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нем залог будущей гармонии в человеке, художественного и научного отражения мира.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Смачивание красок.

^ II. Знакомство с темой урока

1. Сообщение теоретических знаний.

Сегодня вы узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника.

Работа над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до воплощения очень долог: поиск материала, в набросках и зарисовках художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею.

^ Композиционный центр – является смысловым центром картины и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, линейной перспективой.

Контраст в изобразительном искусстве – противопоставление предметов по противоположным качествам.

^ Контур – линия, очерчивающая форму предмета, очертание предмета.

Ритм – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объемов.

Силуэт – форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.

2.Работа в тетрадях

3. Беседа по картине Сурикова «Боярыня Морозова». Композиционным центром являются сани, на котором сидит боярыня.

Какое разнообразие фигур, положений, жестов, лиц. Здесь нет двух одинаковых персонажей, — все разное, построенное на контрасте! Суровое лицо монашенки и юное боярышни, с женскими испуганными лицами рядом глупо улыбающийся мальчишка.

Кроме контрастов в характере персонажей контраст колористический: пестрая толпа и белый снег, черное одеяние Морозовой

4. Тональные отношения.

Правильно определить световые отношения поверхностей в натуре и суметь передать их в рисунке – это значит выдержать рисунок в тоне.

Например, желтый и синий цвет в одинаковых условиях освещения будут казаться один светлым, другой темным.

Тональные отношения непостоянны и изменчивы. Они меняются в зависимости от окружающей их среды, степени удаленности изображаемого предмета от рисующего.

Природная тональная гамма гораздо шире той, которой владеет рисующий.

Для тонального решения рисунка берется условный тональный масштаб. Его размер определяется самым светлым пятном – с одной стороны и темным с другой.

5. Беседа по картине А.И. Куинджи «Березовая роща»

«Березовая роща» — самое значительное произведение в творчестве художника. картина с большим мастерством изображает залитую солнцем поляну с группой стройных берез, яркие потоки света струятся по их белым стволам, играют в молодой листве, купаются в изумрудной зелени травы. Куинджи с необычайной страстью передал настроение бодрости и радости летнего солнечного дня.

Главное в картине А.И.Куинджи «Березовая роща» — необыкновенное цветовое решение.

Как художник добился этой цветовой яркости, какие приемы использовал?

Этот прием – эффект светотеневого контраста. Чистые звучные тона усиливают впечатление ослепительного солнечного света, заливающего полотно. Во имя целого художник жертвует деталью. В целях усиления освещения и световоздушной перспективы художник обрезает рамой стволы деревьев и предоставляет зрителю мысленно дорисовать оставшийся за пределами рамы уголок природы. Такой композиционный прием художник применял часто. Композиция построена на тонко продуманном ритмическом сочетании различных групп деревьев и обобщенных цветовых пятен.

В этой картине Куинджи показал чистую и совершенную природу, какая она бывает без вмешательства людей.

III. Практическая работа

1. Задание: выполните красками рисунки, изображающие различные состояния в осенней природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце.

2. Целевой обход: контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов рисования, помощь испытывающим затруднения при выполнении задания, контроль объема и качества выполненных рисунков.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду

Ветер злой, холодный

По дорожкам грязным

Все их разбросал

(И.Белоусов)
IV. Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся.

Почти все вы выбрали солнечный светлый день. Есть очень интересные композиционные замыслы. Вы правильно поняли задачи урока и справились с ними. На следующем уроке мы с вами продолжим работу над рисунками. Поэтому вам понадобятся краски, кисти.

Источник: http://www.lit-yaz.ru/geografiya/62107/index.html

Конспект урока ИЗО Пятно как средство выражения (6 класс)

Предмет Изобразительное искусство Класс 6
Тема: Пятно как средство выражения.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное- светлое. Композиция листа. Линия и пятно.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Используемые методы или приемы
Результаты этапы
1 Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет .-Попробуйт опрдлить тему урока.
Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.) оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами? Какая цель нашго урока?
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Ставят перед собой цель учебной деятельности
— П ятна очень выразительны, без лишних деталей.
— пятна как средство выражения
— узать роль пятна в изображении. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: проявляют познавательную активность
беседа
2 Изучение нового материала

– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:
– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить
на мой вопрос?
– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный).

А сли сравнить серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)

Темное и светлое образуют контраст.
Белый, черный и серый – резкий контраст.
Два серых разного тона – мягкий контраст.
– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу.
(задание в рабочей тетради)
Раскрасьте полоску, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши.
На работу 7 минут.
– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами…

Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.
— Серый лист необходимо сравнить!
— Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися
и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы
Объяснительно-иллюстративный
Фронтальная,
индивидуальная работа
3 Творческая практическая деятельность Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).
На работу 25 минут Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты
Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности
Самостаятельная работа
4 Итоги урока.
Рефлексия
-прослушайте отрывок:
«Графических материалов много. Это может быть простой карандаш, уголь, сангина, соус, пастель и др. И каждый из них имеет свои особенности, каждый по-своему может выразить художественные особенности изображаемых предметов», — прочитал я в учебнике по рисунку. Только лишь простой карандаш, которым работаю на каждом уроке. Скучно. И вдруг я вспомнил, что вчера мы с папой жгли сухие листья и среди них попадались веточки нашей старой березы.
Покопавшись в кострище, я нашел несколько угольков. А вот и белая стена папиного гаража. Какая же яркая получается линия! Жаль, что стереть её трудно. На этом месте остаются серые пятна. И тут я понял, что углем можно не только линии проводить, но и растертые изображения могут быть частью рисунка.
Самым древним графическим материалом является уголь. С его помощью выполняются очень эмоциональные рисунки, так как он позволяет проводить и тонкие линии, и с нажимом, дает возможность передачи тональных отношений через пятно, при этом работы получаются «бархатистыми».
– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
-Проанализируем, одну из сегоднишних работ. (по желанию)
Критерии:
— Целостность композиции;
— декоративность;
-аккуратность.
— какое впечатление осталось у вас от проделанной работы?
— Спасибо всем за урок. — Пятно – основное средство изображения на плоскости.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации

Источник: http://weburok.com/1043529

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *