Пятно как средство выражения — пятно как средство выражения ритм пятен

04.07.2020

— по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.

Композиционный центр — главный ведущий элемент компо­зиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысло­вым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различ­ных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.

Одним из главных средств художественной выразительности по праву считается контраст. Так, в тематических картинах контраст выражается не только в сопоставлении тех или иных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик.

Предлагаю вам рассмотреть такие известные картину «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова. Какое разнообразие фигур, положений, жестов, лиц, выражений на этих лицах, наконец, костюмов! Вы не найдете в характеристике персонажей двух одинаковых деталей — все разное, все построено на контрасте!

В упомянутой картине В. И. Сурикова такие контрасты исполь­зованы в полной мере. Посмотрите на толпу — вот покорно поник­шая юная боярышня, но из-за нее выглядывает суровое лицо не­смирившейся монашенки, рядом с испуганными женскими лицами — глупо улыбающийся мальчишка.

Этому контрасту сопутствует и контраст колористический. Толпа выглядит очень пестро, с ней контрастирует белый снег и черное одеяние боярыни Морозовой. И это усиливает ощущение драмы. Контрастные сопоставления в данной картине бесконечны, но при всем этом многообразии эта картина — единый глубокий ху­дожественный образ.

Гамма — цветовая (красочная, колористическая) — в изобрази­тельном и декоративном искусствах последовательный ряд цветов, преобладающих в произведении; гармонически связанные оттенки цвета; наименование цветовых особенностей колорита.

— по теплохолодности: теплая, холодная; холодноватая и др.;

— по цветовому тону, зеленовато-коричневая, золотистая, крас- но-рыжеватая, серебристая и др.;

— по насыщенности, светлоте: насыщенная, светлая, яркая и

— по соотношению оттенков цвета: гармоничная, контрастная, нюансированная;

Контраст (от франц. contraste) в изобразительном искусстве — художественное средство, противопоставление предметов по про­тивоположным качествам.

— по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;

— по выразительности: красноречивый, мягкий, напряженный, резкий, сильный, щемящий, эффектный контраст.

Контур — средство художественного выражения; линия, очер­чивающая форму предмета; очертание предмета.

— по технике: перовой и др;

— по форме: замкнутый, изломанный, условный, четкий;

— по признакам цвета, черный и др.;

— по образности художественного языка: жесткий, легкий, нервный, прихотливый, резкий, спокойный контур.

Цвет, контуры, перспектива существуют во взаимосвязи.

Яркий пример такого сочетания можно наблюдать в картине В. Гога (1853-1890), голландского живописца, «Прогулка за­ключенных. 1890. Холст, масло».

«Страшный колодец тюремного двора, на дне которого в бес­конечной карусели крутятся обреченные люди, трагический символ человеческой жизни. Напряженные линии контуров, навязчивый ритм параллельно положенных мазков, сине-зеленый мертвенный колорит создают образ земного ада.» (И. А. Антонова.)

Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве — чередова­ние линий, фигур, цветовых пятен, объемов. Лиризм «Золотой осени» («Золотая осень. 1896. Холст на кар­тоне, масло») создан цветом . Из тысяч цветовых сочетаний, кото­рые мы видим в картинах осени, Левитан выбрал одно. Он почув­ствовал, что этот аккорд красок сам по себе эмоционален, и он уси­ливал его эмоциональное звучание. Контраст сияющих оранжевого и голубого радостен, но он не содержит много открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеле­ного и алого. (Н. Н. Волков.)

Силуэт — форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.

Вот эта видимая форма предмета обусловливается освещенно­стью, которая является необходимым фактором не только для вос­приятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке.

Правильно опредметить световые отношения поверхностей в натуре и суметь передать их в рисунке — это значит выдержать ри­сунок в тоне.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1161 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-135655.html

Урок ИЗО по теме «Ритм линий и пятен, цвет — средства выразительности изобразительного искусства»

Описание разработки

Цель: обобщить знание учащихся о выразительных средствах изобразительного искусства;

используя выразительные средства, создать панно на тему «Весна. Шум птиц»;

развивать творческие способности учащихся;

прививать любовь к природе и стремление её защищать.

Оборудование: проектор, экран, компьютер; шаблоны силуэтов птиц и деревьев, листы бумаги формата А3; клей, ножницы, краски, кисточки, салфетки.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация опорных знаний.

(Ученица читает стихотворение. 1 слайд).

Весенний воздух свеж и чист…

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад —

Весь мир весне весёлой рад.

— О каком времени года автор рассказал в своём стихотворении?

— О каких признаках весны упоминается в стихотворении?

— При помощи чего автор стихотворения рассказал нам о приходе весны?

— Ребята, а если бы художника попросили изобразить весну, что бы он использовал вместо слов.

(Краски разных цветов (2 слайд).

Ритм пятен (3 слайд).

Ритм линий (4 слайд)).

— Верно. Именно цвет, ритм пятен и линий являются выразительными средствами изобразительного искусства.

— Как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?

  1. Сообщение темы и целей урока.

— Верно. Тема урока так и звучит: «Ритм пятен и линий, цвет — выразительные средства изобразительного искусства». (5 слайд).

— Сегодня на уроке при помощи этих выразительных средств вам нужно создать панно на тему «Весна. Шум птиц». (6 слайд).

А кто из вас знает, что такое панно?

(Панно — это картина, предназначенная для украшения стены. 7 слайд).

— Значит, ваши работы смогут украсить наш класс. А чтобы их не стыдно было повесить на стену, какими они должны быть?

— Сегодня нам предстоит работать с ножницами и клеем. Давайте вспомним правила работы с ними. (Слайд 8).

— Для выполнения работы вы уже по желанию разделились на 3 группы. Каждая группа создаст своё панно на листе формата А3. Теперь вам нужно в группе распределить обязанности: кто, чем будет заниматься. Один человек будет рисовать весеннее небо, второй — весеннюю землю, третий — будет вырезать по шаблонам деревья, а четвёртый — птиц.

IV. Творческая работа.

Во время творческой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, оказывает необходимую помощь.

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» и Э. Грига «Весной».

V. Выставка и любование панно.

Все творческие работы вывешиваются на доске. Дети любуются ими. Представители от каждой группы защищают свои проекты. Работы оцениваются.

VI. Рефлексия и итоги урока.

Ребята, какие замечательные панно у вас получились!

— Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке.

— Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире по — настоящему?

— А что нужно делать, чтобы сохранить её?

— Верно, если всё это мы будем выполнять, то окружающий нас мир будет прекрасным.

Закончить наш урок я хочу стихотворением В. Викулова.

О, человек! Природа — мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых небес.

Цени её доверие, природы!

И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.

Источник: http://videouroki.net/razrabotki/urok-izo-po-teme-ritm-liniy-i-pyaten-tsvet-sredstva-vyrazitelnosti-izobrazitelnogo-iskusstva.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *