Пятно как средство выражения — пятно как средство выражения ритм пятен
04.07.2020— по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.
Композиционный центр — главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.
Одним из главных средств художественной выразительности по праву считается контраст. Так, в тематических картинах контраст выражается не только в сопоставлении тех или иных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик.
Предлагаю вам рассмотреть такие известные картину «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова. Какое разнообразие фигур, положений, жестов, лиц, выражений на этих лицах, наконец, костюмов! Вы не найдете в характеристике персонажей двух одинаковых деталей — все разное, все построено на контрасте!
В упомянутой картине В. И. Сурикова такие контрасты использованы в полной мере. Посмотрите на толпу — вот покорно поникшая юная боярышня, но из-за нее выглядывает суровое лицо несмирившейся монашенки, рядом с испуганными женскими лицами — глупо улыбающийся мальчишка.
Этому контрасту сопутствует и контраст колористический. Толпа выглядит очень пестро, с ней контрастирует белый снег и черное одеяние боярыни Морозовой. И это усиливает ощущение драмы. Контрастные сопоставления в данной картине бесконечны, но при всем этом многообразии эта картина — единый глубокий художественный образ.
Гамма — цветовая (красочная, колористическая) — в изобразительном и декоративном искусствах последовательный ряд цветов, преобладающих в произведении; гармонически связанные оттенки цвета; наименование цветовых особенностей колорита.
— по теплохолодности: теплая, холодная; холодноватая и др.;
— по цветовому тону, зеленовато-коричневая, золотистая, крас- но-рыжеватая, серебристая и др.;
— по насыщенности, светлоте: насыщенная, светлая, яркая и
— по соотношению оттенков цвета: гармоничная, контрастная, нюансированная;
Контраст (от франц. contraste) в изобразительном искусстве — художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам.
— по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;
— по выразительности: красноречивый, мягкий, напряженный, резкий, сильный, щемящий, эффектный контраст.
Контур — средство художественного выражения; линия, очерчивающая форму предмета; очертание предмета.
— по технике: перовой и др;
— по форме: замкнутый, изломанный, условный, четкий;
— по признакам цвета, черный и др.;
— по образности художественного языка: жесткий, легкий, нервный, прихотливый, резкий, спокойный контур.
Цвет, контуры, перспектива существуют во взаимосвязи.
Яркий пример такого сочетания можно наблюдать в картине В. Гога (1853-1890), голландского живописца, «Прогулка заключенных. 1890. Холст, масло».
«Страшный колодец тюремного двора, на дне которого в бесконечной карусели крутятся обреченные люди, трагический символ человеческой жизни. Напряженные линии контуров, навязчивый ритм параллельно положенных мазков, сине-зеленый мертвенный колорит создают образ земного ада.» (И. А. Антонова.)
Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве — чередование линий, фигур, цветовых пятен, объемов. Лиризм «Золотой осени» («Золотая осень. 1896. Холст на картоне, масло») создан цветом . Из тысяч цветовых сочетаний, которые мы видим в картинах осени, Левитан выбрал одно. Он почувствовал, что этот аккорд красок сам по себе эмоционален, и он усиливал его эмоциональное звучание. Контраст сияющих оранжевого и голубого радостен, но он не содержит много открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и алого. (Н. Н. Волков.)
Силуэт — форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.
Вот эта видимая форма предмета обусловливается освещенностью, которая является необходимым фактором не только для восприятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке.
Правильно опредметить световые отношения поверхностей в натуре и суметь передать их в рисунке — это значит выдержать рисунок в тоне.
Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1161 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник: http://studopedia.org/8-135655.html
Урок ИЗО по теме «Ритм линий и пятен, цвет — средства выразительности изобразительного искусства»
Описание разработки
Цель: обобщить знание учащихся о выразительных средствах изобразительного искусства;
используя выразительные средства, создать панно на тему «Весна. Шум птиц»;
развивать творческие способности учащихся;
прививать любовь к природе и стремление её защищать.
Оборудование: проектор, экран, компьютер; шаблоны силуэтов птиц и деревьев, листы бумаги формата А3; клей, ножницы, краски, кисточки, салфетки.
Ход урока
- Оргмомент.
- Актуализация опорных знаний.
(Ученица читает стихотворение. 1 слайд).
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут звеня.
Ватага вольных воробьёв
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад —
Весь мир весне весёлой рад.
— О каком времени года автор рассказал в своём стихотворении?
— О каких признаках весны упоминается в стихотворении?
— При помощи чего автор стихотворения рассказал нам о приходе весны?
— Ребята, а если бы художника попросили изобразить весну, что бы он использовал вместо слов.
(Краски разных цветов (2 слайд).
Ритм пятен (3 слайд).
Ритм линий (4 слайд)).
— Верно. Именно цвет, ритм пятен и линий являются выразительными средствами изобразительного искусства.
— Как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?
- Сообщение темы и целей урока.
— Верно. Тема урока так и звучит: «Ритм пятен и линий, цвет — выразительные средства изобразительного искусства». (5 слайд).
— Сегодня на уроке при помощи этих выразительных средств вам нужно создать панно на тему «Весна. Шум птиц». (6 слайд).
А кто из вас знает, что такое панно?
(Панно — это картина, предназначенная для украшения стены. 7 слайд).
— Значит, ваши работы смогут украсить наш класс. А чтобы их не стыдно было повесить на стену, какими они должны быть?
— Сегодня нам предстоит работать с ножницами и клеем. Давайте вспомним правила работы с ними. (Слайд 8).
— Для выполнения работы вы уже по желанию разделились на 3 группы. Каждая группа создаст своё панно на листе формата А3. Теперь вам нужно в группе распределить обязанности: кто, чем будет заниматься. Один человек будет рисовать весеннее небо, второй — весеннюю землю, третий — будет вырезать по шаблонам деревья, а четвёртый — птиц.
IV. Творческая работа.
Во время творческой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, оказывает необходимую помощь.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» и Э. Грига «Весной».
V. Выставка и любование панно.
Все творческие работы вывешиваются на доске. Дети любуются ими. Представители от каждой группы защищают свои проекты. Работы оцениваются.
VI. Рефлексия и итоги урока.
— Ребята, какие замечательные панно у вас получились!
— Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке.
— Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире по — настоящему?
— А что нужно делать, чтобы сохранить её?
— Верно, если всё это мы будем выполнять, то окружающий нас мир будет прекрасным.
Закончить наш урок я хочу стихотворением В. Викулова.
О, человек! Природа — мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени её доверие, природы!
И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.
Источник: http://videouroki.net/razrabotki/urok-izo-po-teme-ritm-liniy-i-pyaten-tsvet-sredstva-vyrazitelnosti-izobrazitelnogo-iskusstva.html
- Как вывести белые пятна от дезодоранта на черной и цветной одежде - как убрать белые пятна от дезодоранта на черной одежде
- Красные пятна на листьях смородины: причины появления, что делать - на смородине красные выпуклые пятна как бороться
- Как убрать пигментные пятна на лице быстро: удаление в домашних условиях, чем вывести коричневую пигментацию и какими процедурами можно удалить навсегда? - как быстро убрать пигментные пятна на лице в домашних условиях
- Как вывести пятно - советы по удалению жирных пятен с одежды - как вывести пятно
- Как убрать пигментные пятна с лица - как с лица убрать пигментные пятна
- Как почистить диван от пятен без разводов в домашних условиях: способы - как почистить диван от пятен без разводов
- Как вывести пятна от одуванчика - как вывести пятна от одуванчика
- Как вывести жирные пятна с одежды | - как вывести жирные пятна с одежды
- Пигментные пятна на лице – 5 рецептов отбеливающих масок - как быстро вывести пигментные пятна на лице в домашних условиях
- Болезни фиалок: как лечить (пятна на листьях) | - болезни фиалок пятна на листьях как лечить
Добавить комментарий